Проблемы введения суда присяжных в национальную систему правосудия, детский трикотаж

Проблемы введения суда присяжных в национальную систему правосудия Суд присяжных имеет давние исторические традиции, ученые считают, что он появился во Франции в 829 году н. е., во времена правления Людовика Благочестивого. После такую судебную модель была введена в Великобритании во время ее завоевания норманнами во главе с Вильгельмом I (1066 p.). Там этот институт сохранился и в период Средневековья, когда на континенте Европы об этом суд не могло быть и речи, поскольку инквизиция и суд присяжных — несовместимы. Дальнейшее становление суда присяжных связывают с буржуазно-демократическими революциями в Западной Европе, с Декларацией независимости США (1776 год), распространением западноевропейской культуры на колонии и доминионы. Преобладала классическая структура и форма деятельности суда присяжных, а именно: 12 присяжных при отсутствии судьи решают вопрос о виновности подсудимого, а судья на основе вердикта присяжных подает деянию уголовно-правовую квалификацию и назначает наказание. Со временем в некоторых странах появились так называемые смешанные судебные формы, в которых отсутствовали большинство присущих суда присяжных признаков. Так, в 1941 году маршал Петен, по сути, ликвидировал суд присяжных во Франции, заменив его единственной коллегией из трех судей и шести заседателей, совместно решали все вопросы уголовного дела. В дальнейшем количество присяжных в этой коллегии увеличивалась, и на сегодняшний день она составляет дев пять человек (плюс один судья-председательствующий и два — асессоры).
трикотаж оптом от производителя
В Германии в 1922 году суд присяжных был преобразован в единую коллегию — суд шеффенов (в наше время суды земель рассматривают дела в составе трех судей и двух шеффенов). В России суд присяжных был создан судебными уставами 1864 года и, по мнению многих ученых-юристов того времени, стал «гвоздем» судебной реформы. Не имея в прошлом каких-либо институтов, сходных с судом присяжных, реформаторы позаимствовали вышеупомянутую английскую модель «1 + 12».Дяльнисть суда присяжных в России распространилась на большинство губерний. Первые заседания суда присяжных состоялись в 1866 году в Санкт-Петербурге и Москве. С 1866 по 1883 годы было создано 59 судов присяжных. Указ о завершении судебной реформы было выдано только в 1899. В некоторых губерниях Сибири и Средней Азии суды присяжных так и не было создано. На современном историческом этапе следует констатировать, что из всех постсоветских республик наиболее важные шаги по внедрению в судебную систему присяжных сделано в Российской Федерации, где фактически уже в первой половине 90-х годов прошлого века были созданы большинство законодательных предпосылок для постепенного внедрения этого института. В Украине ситуация реального введения суда присяжных оставляет желать лучшего, так как защита прав и законных интересов личности в правовом государстве невозможен без четкой организации и функционирования судебной власти. Одним из важных задач реформирования действующего законодательства и создание новой, европейского уровня судебной системы есть собственное введение института присяжных. Сразу две конституционные нормы — статьи 124 и 126 Конституции Украины закрепляют такую непосредственную форму народовластия, как возможность осуществления правосудия судом присяжных. Однако Закон Украины «О судоустройстве» в нескольких статьях главы X только очертил общие начала деятельности такого суда очевидно недостаточно для действенного механизма его внедрения. Учитывая богатый мировой опыт, с одной стороны, и специфику отечественной правовой системы с другой, возникла необходимость не только ухода от декларативной сути упомянутых положений, но и дальнейшей законодательной регламентации (детализации) деятельности этого института судопроизводства. В оптимальном варианте это может быть Закон Украины «О суде присяжных в Украине» или отдельная глава нового УПК, которая бы четко регулировала следующие вопросы: 1. порядок формирования и принципы деятельности суда присяжных; 2. категории дел, в рассмотрении которых он может участвовать; 3. право выбора для подсудимого (его защитника) возможности правосудия судом присяжных или коллегиальным составом суда; 4. участие присяжных в решении вопроса о допустимости доказательств; 5. распределение функций между присяжными и председательствующим судьей; 6. право и основания отвода присяжных другими участниками судебного разбирательства; 7 участие присяжных в ходе судебного следствия; 8. порядок постановления и содержание (структура) вердикта, процедура его обжалования (отмены); 9 определения соответствующих источников финансирования такой деятельности, дополнительные меры обеспечения безопасности присяжных судей, членов их семей и другие вопросы. Отправной проблемой введение суда присяжных большинство ученых считают отсутствие в государственном бюджете достаточных средств на его содержание. Представляется, что аналогично деятельности профессиональных судей, суд присяжных обязательно должен быть постоянно действующим органом (как это практикуется высокоразвитыми странами Западной Европы и Северной Америки). Такой порядок функционирования позволит также избежать много этапно сти или по очередности внедрения корпуса присяжных в Украине. Следовательно, малоэффективным представляется опыт Российской Федерации по поэтапному введению суда присяжных только в отдельных областях (губерниях). Тем более неуместными усматриваются предложения отдельных авторов о «постепенном введении суда присяжных в определенных областях Украины — где больше коррупции или лучше подготовленность регионов». Присяжные заседатели могут быть созваны при рассмотрении следующих категорий дел: 1) о преступлениях против основ национальной безопасности Украины, против жизни и здоровья человека; 2) во всех случаях, когда санкция уголовно-правовой нормы предусматривает лишение свободы сроком от десяти лет или пожизненное лишение свободы; 3) при условии заявленного ходатайства подсудимого или его защитника о рассмотрении дела с участием присяжных в случае совершения преступления средней тяжести. Не менее важным представляется вопрос процедуры формирования корпуса присяжных. Учеными высказываются иногда диаметрально противоположные подходы — от формирования суда присяжных по списку избирателей конкретной территории, к предложению местным судам принимать непосредственное участие в подборе кандидатур. Нецелесообразно прибегать к критике этих и других позиций, поскольку законодатель предложил удобный процедуру, по которой список присяжных по представлению председателя апелляционного суда формируется на основании списков избирателей комиссией, состав которой утверждается председателем областного совета. В состав комиссии должны входить уполномоченные представители суда, органов юстиции и соответствующего совета. В списки присяжных включаются граждане, постоянно проживающие на территории соответствующей области, достигли 30-летнего возраста, не признаны судом недееспособными; не имеют хронических психических или иных заболеваний, препятствующих выполнению обязанностей; по которым не производится предварительное следствие или судебное разбирательство уголовного дела или имеющие не снятую или непогашенную судимость; депутаты всех уровней, члены Кабинета Министров Украины, судьи, прокуроры, государственные служащие аппарата судов, работники органов внутренних дел, адвокаты, нотариусы. Список присяжных утверждается решением соответствующего совета (ч. 3 ст. 68 Закона Украины «О судоустройстве»).