Принципы построения государственно-церковных отношений (на примере законодательства российской федерации)

Современное развитие мира и наша прошлая история свидетельствуют о том, что Российская Федерация не может иметь какой-либо официальной или государственной церкви. Ни одна из церквей России не может выражать общенациональные интересы. Именно это отметил Святейший Патриарх: несмотря на особый вклад Русской Православной церкви в развитие духовности, становление культуры нашей страны, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, единственным преимуществом появилось закрепления 1 при реестрации7. Всем же остальном закон одинаков для всех действующих в России религиозных объединений. Можно сказать, что принцип равного отношения государства к религиозным организациям, появившийся в результате отмены государственной религии, в настоящее время является одним из краеугольных в государственно-церковных отношениях. Межконфессиональное противостояние дестабилизирует не только религиозную ситуацию, но и общественную обстановку. В нем тесно переплетены объективные факторы и субъективные, чисто религиозные и чисто светские, личные и общегосударственные.
интернет магазин одежды из италии
Решить эти проблемы без участия государства невозможно, все больше ученых, духовенства и просто граждан приходит к этой мысли; так в Москве проходил научно-практический семинар «Рождественские чтения», который был организован МВД Российской Федерации8. Поиска путей межцерковного согласия способствовали и систематические встречи руководителей правительственных структур с представителями религиозных конфессий для обсуждения насущных проблем религиозной жизни в Российской Федерации. Заслуживает особого внимания принцип сотрудничества государства и церкви. Полноценное сотрудничество стало возможным с принятием нового законодательства, наделило религиозные объединения не только широким комплексом прав и функций по осуществлению своих уставных задач, но и широким кругом полномочий «внешнего» характера, направленных на участие религиозных организаций в решении общесоциальных задач. Есть и такие сферы столкновения и плодотворного сотрудничества в государственных органах и религиозных объединениях, как восстановление и охрана памятников, объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Названные формы взаимоотношений можно классифицировать на основные, в рамках которых вопросы решаются, по существу, или вспомогательные, обеспечивающие предварительное обсуждение вопросов и подготовку их решения (например, в связи с передачей в ведение Министерства юстиции пенитенциарных учреждений была достигнута договоренность о взаимодействии органов юстиции и Московского Патриархата в этой области). Рассмотренные выше формы взаимоотношений государственных органов и религиозных организаций позволяют выделить принципы, на основе которых они должны строиться, сгруппировав и упорядочив их по значимости. Это следующие принципы: — принцип отделения церкви от государства; — законности; — принцип равного отношения государства к религиозным организациям; — принцип сотрудничества государства и церкви; — принцип содействия государства деятельности религиозных организаций. Анализ исследуемых взаимоотношений показывает, что наиболее часто взаимодействуют с религиозными объединениями местные государственные организации, по своему территориальному расположению непосредственно связанные с ними на местах. Причем правовые модели этих отношений местные органы государственной власти и местного самоуправления вынуждены создавать сами, так как в законодательстве недостаточно полно разработаны все возможные способы взаимодействия, формы отношений. Пока основной и распространенной формой, с помощью которой местные органы власти осуществляют свои задачи по обеспечению прав граждан на свободу совести, являются заседания комиссий, работа депутатов, местных отделов и управлений. Вероятно, что необходимо закрепить в законодательстве не только возможность приглашения представителей религиозных организаций, но и обязательность их участия в случае разрешения вопросов, представляющих интерес как для местных органов власти, так и для этих объединений с целью их более тесного сотрудничества, развития демократии и самоуправления. Сотрудничество между государством и церковью протекает, как правило, в русле эпизодически проведенных совместных мероприятий. Однако, концепция государственной политики в сфере религии и церкви на тесное сотрудничество уже просматривается. Перспективы этого очевидны. Сближение, исходящее от государства, его органов со стороны религиозных организаций, обусловлено всей гуманизацией государства усиливается, его демократизацией, ростом заботы о человеке. Сближение, идущий со стороны религиозных организаций навстречу государству, его органам характеризуется ростом активности религиозных организаций, расширением правовых, организационных и других возможностей их участия в общественной жизни. Рассматривая взаимоотношения церкви и государства как равноправные, следует отметить, что они осуществляются при определенном приоритете со стороны государства. Оказывается он в том, что религиозные объединения и государственные органы обязаны строго выполнять требования законодательства, но контрольные функции и надзор за исполнением законодательства о свободе совести все-таки положен на органы государства. На основании изложенного, следует сделать следующие выводы: 1. Государственно-церковные отношения необходимо строить четко на законодательно закрепленных и вышеперечисленных принципах. 2. Следует разработать правовые модели сотрудничества местных органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями. 3. Государство должно стремиться использовать косвенно в реализации своих социально важных программ влияние церкви. 4. Государство должно сохранять приоритет во взаимоотношениях с религиозными организациями. Литература ВЕСТНИК. Хмельницкого института регионального управления и права