Принцип социального натурализма и его значение для юриспруденции и криминологи

Принцип социального натурализма и его значение для юриспруденции и криминологи. Наука — в том числе и юридическая, — это деятельность, направленная на получение новых знаний об определенных явлениях с помощью специально приспособленных для этого методов. Без использования методов невозможно само научное познание: Нет метода — нет и науки. Более того, очевидно, существует следующая зависимость: метод, такая и наука. С этого и следует исходить, по нашему мнению, при определении роли методологии в развитии юридической науки. Исследовав методы, которые используются сегодня в отечественной юридической науке и криминологии, можно достаточно точно определить возможности этих наук. При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что наша юридическая наука, так же как и криминология, находится в кризисном состоянии, вызванном кризисом их методологии. Они до сих пор несут на себе „ родимые пятна «(пользуясь метафорой К. Маркса) марксистско-ленинского учения о так называемом „ диалектический метод» научного познания. Об этом свидетельствует тот факт, что в большинстве научных трудов по юриспруденции и криминологии, и особенно в диссертационных исследованиях, отмечается, что их авторы применяют именно „ диалектический метод ". Но на самом деле, как правило, — это декларация, поскольку автор не использует в своей работе никакого научного метода.
подробнее
А это значит, что такая работа не является научным исследованием, ибо без использования метода она может быть только изложением собственных субъективных, а именно: волюнтаристских и утопических, оценок тех или иных правовых явлений или компиляцией чужих работ. В связи с этим, современные публикации часто носят характер своеобразной «юридической алхимии». Итак, упоминание современными авторами «диалектического метода» — это часто дань марксистско-ленинским традициям. А какие возможности этого метода на самом деле? С нашей точки зрения, диалектика не является самодостаточным методом научного исследования, а является лишь средством исследования, используемый правильно или неправильно в зависимости от того принципа исследования, которым руководствуется исследователь: то есть, диалектика как метод — это, образно говоря, палка о двух концах. Диалектический метод «делает» то, на что направляет его принцип, выбранный для научного исследования. В частности, в марксизме-ленинизме „ диалектический метод "" делал "то, на что его направлял принцип материализма, а в гегелевской философии — то, что его направлял принцип идеализма. Итак, в методологии науки, в том числе и юридической, решающую роль играет не средство познания, одним из которых является диалектика, а принцип познания. Как свидетельствует история юриспруденции, самым для юридической науки оказался принцип познания, который был сформулирован в виде идеи естественного права. На это указывает, в частности, тот факт, что римское право, будучи основанным на идее естественного права, до сих пор поражает своей пригодностью и совершенством. И здесь следует отметить, что выдающийся правовед Гуго Гроций обнаружил определяющую роль идеи естественного права в доктрине римского права. Более того, Гуго Гроций, рассматривая историю юриспруденции, приходит к выводу, что юриспруденция может быть наукой только тогда, когда будет руководствоваться принципом, согласно которому право «возникает из самой природы». "Многие до сих пор, — писал он, — пытался оказать этой области (юриспруденции — OK) научную форму, но никто не смог этого сделать, и по правде говоря, это и невозможно было осуществить иначе как ... отделив то, возникшее в результате установления, от того, что возникает из самой природы "1 Эта идея Гуго Гроция является особенно актуальной для отечественной юридической науки, которая остро нуждается в новой методологии. Но не только для юридической науки, но и для криминологии. Исходя из этого, на научно-практической конференции «Правовая система Украины: теория и практика», которая состоялась 7-8 октября 1993 года в г... Киеве, нами была предложена новая методологическую основу для отечественной юридической науки и криминологии — принцип натурализма, который позднее и получил название «принцип социального натурализма». Дальнейшие исследования подтвердили плодотворность этого принципа. Согласно принципу социального натурализма все социальные явления, в т. ч. и право, и преступность, нельзя рассматривать вне действия законов природы, а, наоборот, их надо рассматривать как что не менее естественными, чем явления физические и биологические, а более естественными, потому что они являются высшей формой развития Природы. Принцип социального натурализма выводится из постулата, что Природа — это то, что порождает все сущее и дает ему законы. Поэтому социальные явления тоже природными как и физические или биологические, но отличаются от них тем, что они являются высшей формой развития физических и биологических явлений. Итак, Природа — с выше законодателем для всего сущего, в том числе для человека и общества. Воля и сознание человека — это механизмы, которые образовались в ней для того, чтобы она могла жить по законам Матери-Природы. Благодаря воле и сознанию человек может не нарушать или нарушать законы природы, но не может их отменить или изменить. Как говорил Томас Джефферсон — один из идеологов правовой культуры США, — «законодатель, вводящий законы, которые противоречат законам природы ... преступный» 2 Значение принципа социального натурализма для юридической науки и криминологии состоит в том , что он позволяет избежать волюнтаризма и утопизма, которые являются той методологической недостатком, что приводит исследователей к антинаучных или псевдонаучных результатов, которые выдаются за результаты юридической науки или криминологии. Принцип социального натурализма открывает новые возможности в решении актуальных проблем юридической науки и криминологии, а также социальной практики вообще. В частности, в соответствии с принципом социального натурализма известная идея «бытия людей определяет их сознание» не может использоваться в социальной практике, потому что она не дает ответа на вопрос, а чем же определяется бытия людей. Исторический опыт построения социализма в СССР показал, что указанная идея открывает путь к волюнтаризма и утопизма в создании бытия людей. Если определяющим признается «бытия», то его следует создавать таким, как хочется определенной политической партии или ее вождю, или даже целому народу, зараженном волюнтаризмом и утопизмом.