Промышленная и опытно-промышленная разработка ркк — разграничение правовых режимов

Промышленная и опытно-промышленная разработка РКК: разграничение правовых режимов Статус объекта права собственности Украинского народа, которым, среди других природных ресурсов, обладают и недра, требует их эффективной правовой охраны. К сожалению, следует констатировать, что не всегда исключительная народная собственность используется в рамках закона, вследствие наличия как субъективных так и объективных причин. Актуальность исследования, проведенное, подтверждается отсутствием не только научно-практических работ, но и длительное время — нормативно-правовых актов по разграничению отдельных видов недропользования, закрепленных Кодексом Украины о недрах (КПН). Такое состояние вопрос осветил распространение бесконтрольного добычи и реализации полезных ископаемых общегосударственного значения (ЗДЗ) в промышленных объемах под прикрытием опытно-промышленной разработки (ОПР) РКК. Ст.14 КПН среди других выделяет два основных вида пользования недрами 1) геологическое изучение недр, в том числе ДПР РКК ЗДЗ; 2) добыча полезных ископаемых. Главной объединяющей признаком, по которому эти два вида недропользования могут быть квалифицированы как имеющие одинаковый правовой режим, является наличие в них обоих такого юридически значимого технологического процесса, как добыча полезных ископаемых. Да, горнодобывающее предприятие ЗАО «UOG», фактически промышленно разрабатывая NS месторождение ЗДЗ полезных ископаемых, юридически имело разрешение только на его геологическое изучение. Выполненные исследования по дифференциации правовых режимов ПР РКК и ДПР РКК позволили природоохранном межрайонном прокурору защитить минерально-сырьевые интересы государства.
Алевтина Черникова

Основные результаты, представляя определенный научно-практический интерес в сфере определения критериев сравнения и их содержания, состоят в следующем. 1. По критерию цели (вида) недропользования, что фиксируется в соответствующем разрешении государственного органа лицензирования, констатируем следующее: 1) цель ДПР РКК — геологическое изучение недр (ст. ст. 14, 20 КПН); 2) цель ПР РКК — добыча полезных ископаемых (ст 14, 17 КПН). 2. Опираясь на положения ч. 2 ст. 37 КПН, можно отметить, что проведение работ по геологическому изучению недр организуется и координируется Государственной геологической службой (ДГС) Минприроды. В свою очередь, добычи полезных ископаемых организуется отраслевым министерством в зависимости от вида полезных ископаемых (Минтопэнерго, Минпромполитики). То есть по этому критерию, различаем: 1) орган государственного регулирования ДПР — ДГС Минприроды; 2) орган государственного регулирования ПР — отраслевое министерство. 3. За ведением работ по геологическому изучению недр и их использованием осуществляется государственный контроль и надзор: а) государственный геологический контроль осуществляется Минприроды и его органами на местах (ст. 62 КПН); б) государственный горный надзор осуществляется Госнадзорохрантруда (ГНОТ) и его органами на местах (ст. 63 КПН). По критерию органа и вида проверки можно разграничить: 1) орган и вид проверки ДПР РКК — ДГС Минприроды, государственный геологический контроль; 2) орган и вид проверки ПР РКК — ГНОТ Минтруда, государственный горный надзор. 4. в. 19 КПН различает виды предоставления недр в пользование с предоставлением и без предоставления горного отвода. По этому критерию можно разграничить виды недропользования исследуемых 1) предоставление недр для ДПР РКК — без предоставления горного отвода (ст. 20 КПН); 2) предоставление недр для ПР РКК — с предоставлением горного отвода (ст. 17 КПН). 5. Согласно ст. 20 КПН и Положение о ДПР РКК ЗДЗ основанием для проведение ДПР является проект этих работ, который является составной частью общего проекта геологоразведочных работ (ГРР). Разработка месторождений твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых производится согласно утвержденным проектам и планам работ, правилами технической експлуатации2 и охраны надр3. Ст. 24 Горного Закона Украины (ГСУ) среди документов, дающих право на проведение горных работ выделяет технический проект и другую техническую документацию (календарные планы развития горных работ, проекты, паспорта, схемы), которая должна вестись в соответствии с правилами безпеки.4 По критерию оснований проведения имеем 1) основания для проведения ДПР — проект ДПР; 2) основания для проведения ПР — технический проект, паспорт, план горных работ. 6. Законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами выдвигаются также и различные требования к проведению этих видов пользования недрами: 1) требования по ДПР РКК — ст.38 КПН, п.2 Положения; 2) требования при ПР РКК-ст.53 КПН, ПТЭ, ПБ. 7. Работы по геологическому изучению недр подлежат обязательной государственной регистрации и учета. Государственная регистрация и учет работ по геологическому изучению недр осуществляются Государственным информационным геологическим фондом Украины (Геоинформ) ДГС (ст. 39 КПН). Разведанные РКК, в том числе техногенные, или их участки, запасы полезных ископаемых (СКК), которые оценены, включаются в Государственный фонд РКК и передаются к промышленному освоению (ст. 40 КПН). В соответствии с ст.42 КПН, месторождения, в том числе техногенных, запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых (ГК РПКК) и государственном балансе запасов полезных ископаемых (ДБ СКК). Таким образом, по критерию места учета, эти виды недропользования разграничиваются так: 1) место учета ДПР РКК — Государственный информационный геологический фонд Украины; 2) место учета ПР РКК — Государственный фонд РКК. 8. Упомянутые виды пользования недрами имеют также разные объекты. По степени подготовленности к промышленному освоению обнаружены РКК делятся на: а) подготовлены для проведения разведочных работ, включая ДПР с целью детальной геолого-экономической оценки (ГЕО) СКК; б) подготовлены для промышленного освоения в целях добычи полезных ископаемых. То есть по критерию объекта пользования, отметим: 1) объект пользования ДПР РКК — РКК, подготовленные для проведения разведочных работ; 2) объект пользования ПР РКК — РКК, подготовленные для промышленного освоения. 9. По критерию срока проведения работ, ДПР и ПР месторождений различаются следующим образом: 1) срок проведения ДПР РКК — до 5 лет; 2) срок проведения ПР РКК — до 20 лет. 10. Объем минерального сырья, предполагается к изъятию в период ДПР, не должен превышать 10% от расчетных на месторождении СКК. В то время как в. 18 ГСУ требует от субъектов ведения горных работ обеспечения максимально возможной выемки полезных ископаемых. Таким образом, по критерию объема добычи минерального сырья, имеем: 1) объем добычи при ДПР РКК — до 10% предварительно оцененных СКК; 2) объем добычи при ПР РКК — до 100% оцененных как промышленные СКК. Литература 1 Правила технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт. — М .: Недра, 1976. — 303 с. 2 Единые правила охраны недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых. — М .: Недра, 1987. — 60 с. 3 Правила безопасности в угольных шахтах. ДНАОП 1.1.30-1.01-00. — К .: Госнадзорохрантруда, 2001. — 496 с.