Проблема гармонизации общественных интересов в условиях становления гражданского общества

Проблема гармонизации общественных интересов в условиях становления гражданского общества Общественное бытие влияет на общественное сознание не механически, а через материальные и духовные потребности людей, которые возникают в процессе их практической деятельности. Потребности людей проявляются в их чувствах, осознаются ими и порождают интересы (личные, частные, коллективные, групповые, классовые, региональные, общенациональные, межнациональные и другие), то есть стремление людей удовлетворить имеющиеся потребности. Именно интересами люди определяют свою практическую деятельность. Социальные действия и явления невозможно понять без знания интересов людей.
crypto-currency.trading

Таким образом, необходимо рассматривать интересы и потребности в их диалектической связи. "Если потребность ориентирована прежде всего на предметы ее удовлетворения, то интерес направлен на эти социальные отношения, институты, средства, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Интересы особенно тесно связаны с распределительными отношениями в суспильстви1 если они направлены либо на смену или на закрепление существующих распределительных отношений ". Сутью и целью социальной политики в Украине является достижение социальной справедливости в обществе на основе взаимодействия социальных норм, которые выполняют регулятивные функции. Но идея социальной справедливости может быть реализована только тогда, когда будет создан эффективно действующий механизм реализации (относительной гармонизации) различных интересов: личных, частных, коллективных, групповых, классовых, региональных, межрегиональных, общенациональных и межнациональных интересов. На наш взгляд, такой механизм является необходимым условием для более благоприятного взаимодействия в будущем с соответствующим механизмом Европейского Союза и его структур. Источником развития и эффективного функционирования механизмов реализации различных интересов СНГ и Европейского Союза будет в перспективе взаимодействие активных носителей деятельности и социальной справедливости, то есть культурно-исторических субъектов этих стран. Что же следует понимать под механизмом реализации разнообразных интересов и существует конкретная возможность для его создания? На наш взгляд, под таким механизмом следует понимать эффективно действующую систему региональных, государственных, межгосударственных органов, учреждений, структур, средств и форм деятельности, а также общественных организаций этих стран, диалектически сотрудничающих и взаимодействующих между собой на основе правовых и моральных норм. Целью такой деятельности должна быть эффективная реализация общих интересов постсоциалистических государств. Для того, чтобы иметь возможность превратилась в действительность, нужно всесторонне учитывать на основе принципа объективности характерные черты и основные проблемы современной цивилизации. Характерной чертой нашего времени является переход человечества от техногенной (индустриальной) цивилизации к цивилизации антропогенной (информационной). Стратегической целью этого очень сложного процесса выступает стремление большинства стран мира к решению противоречий и проблем индустриального общества и реализации принципов гуманизма на основе идеи социальной справедливости. В современном понимании, справедливость является мерой соответствия между поступком того или иного субъекта и его оценке в обществе. Сущность справедливости раскрывает принцип объективности. Однако следует иметь в виду, что идея социальной справедливости может быть реализована в той или иной степени только через всесторонний учет на правовой основе разнообразных интересов и потребностей людей, коллективов, социальных групп, классов, этносов, регионов, общества в целом. Антропогенная цивилизация по своей сути должна в будущем стать обществом социальной справедливости, главной ценностью которой будет социально активная личность, способная преодолеть основные формы отчуждения с целью реализации своего творческого потенциала. В современной философской, социологической и экономической литературе развитие антропогенной цивилизации определяется тем, что в условиях переходного периода решающим фактором общественного прогресса становится производство, распределение и потребление информации во всех основных сферах жизнедеятельности общества. Если в индустриальном обществе главную роль в его развитии играют вещественные и энергетические компоненты, то в современных условиях определяющим ресурсом становится информация, ее объемы и качество. В условиях противоречивого и неравномерного процесса перехода человечества к информационному обществу, то есть первого этапа антропогенной цивилизации, страны мира существенно различаются по уровням социально-экономического развития и по типам социально-экономических систем. По уровням социально-экономического развития можно выделить три группы стран: во-первых, промышленно развитые страны, во-вторых, новые индустриальные государства, и, в-третьих, развивающиеся страны. Также известны следующие типы социально-экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная и смешанная. При внимательном изучении этой классификации можно констатировать, что здесь нет места странам СНГ. Данные страны, в первую очередь Украина, Россия и Белоруссия, несмотря на известные различия, имеют некоторые общие черты. В настоящее время они имеют: большие достижения в различных сферах культуры; развитую систему образования и науки; большое количество научных открытий и технических разработок; многочисленную армию высокообразованных специалистов различных отраслей, квалифицированных рабочих; в то же время, мощную, но устаревшую и неэффективную в целом промышленность; большую, но изношенную транспортную сеть и устаревшую систему связи; в целом, затратную экономику и невозможность использовать достижения научно-технической революции, в первую очередь, новейшие технологии. Здесь следует обратить внимание и на то, что эти страны наиболее тесно связаны между собой не только в экономической, но также в социальной и духовной сферах. Например, характерным признаком значительной части населения этих стран является бинарный менталитет их духовной жизнедеятельности. На наш взгляд, бинарный менталитет — это двойственный духовный мир отдельного человека, группы людей, населения региона или населения всего государства как субъектов и носителей двух национальных культур, которые состоят из разных аспектов: сознания и самосознания, системы духовных ценностей, образа жизни, бытовых условий, традиций, общих черт в процессе общения и т. п. Опыт демократических стран с развитой рыночной экономикой создали гражданское общество, без которого невозможен переход к информационному обществу как первого состояния антропогенной цивилизации, свидетельствует, что эту цель может реализовать основная движущая сила общественного прогресса в социальной структуре культурно исторический субъект. По нашему мнению, "культурно-исторический субъект — это продукт социальной структуры общества, осознавшего свои коренные интересы как класс для себя и одновременно своей деятельностью образует более или менее благоприятные условия для постепенного развития страны в целом, способен своевременно выявить и решать противоречия в основных сферах жизнедеятельности общества ". В связи с этим, содержательной стороной общественного развития является производство и воспроизводство культурно-исторического субъекта им самим. Если в той или иной стране исчерпываются возможности самовоспроизводства культурно-исторического субъекта, то происходит его деградация и возникает проблема исторического выбора. Именно в такой ситуации происходит вытеснение предыдущего субъекта сдает свои позиции, новым культурно-историческим субъектом. Таким образом, процесс перехода стран СНГ к информационному обществу происходит в очень сложных и противоречивых формах. Для преодоления названных проблем необходимо, во-первых, построить в недалеком будущем гражданское общество, без которого невозможна реализация принципа социальной справедливости, во-вторых, объединив усилия, создать благоприятные условия для формирования в социальной структуре этих государств культурно-исторического субъекта как носителя социальной справедливости. Что следует под этим понимать? В современной интерпретации гражданское общество — это "... общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ней, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и нравственного статуса, образует с государством развитые правовые отношения ". Исходя из того, что гражданское общество в основном является реальностью в развитых странах мира, необходимо определить перспективы и возможности построения такого общества в Украине и в других постсоциалистических странах.