Проблемы совершенствования правовой регламентации земельных отношений в крестьянских (фермерских) хозяйствах

Проблемы совершенствования правовой регламентации земельных отношений в крестьянских (фермерских) хозяйствах Возникновение и развитие в Украине крестьянских (фермерских) хозяйств является одним из главных проявлений проведения радикальной земельной реформы, которая в 1990 году стала началом процесса перехода к рыночным отношениям в аграрном секторе страны. КФХ стали принципиально новым субъектом земельных и аграрных отношений периода реформирования, а именно фермерство — новым аграрным экономическим укладом в деревне, который имеет тенденции к дальнейшему развитию. Понятно, что сразу после возникновения (сначала только на практике) еще в период так называемой «перестройки» новых — «малых» (по сравнению с колхозами и совхозами) форм хозяйствования крестьян на землях сельскохозяйственного назначения возникла необходимость в их правовой регламентации. Одной из таких форм стали крестьянские хозяйства, которые с начала своего существования действовали на основании Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик на основе субъектов пожизненного наследуемого землевладения (ст.5, 25). Их конкретный специализированный правовой статус в то время не был урегулирован, а фактическое одиночное существование вызвало основном противодействие руководителей колхозов. Крестьяне ждали закона, который бы гарантировал им стабильность и уверенность в возможности по-новому вести свое хозяйство. Еще в 1990 г... По УССР был разработан проект закона, который назывался «О крестьянские хозяйства Украинской ССР».
тут

На то время это была законодательно революционная попытка отойти от монопольного аграрного землепользования колхозов и создать правовые возможности для возникновения индивидуальных и семейных форм организации труда на землях сельскохозяйственного назначения. Научный анализ этого законопроекта способствовал его юридическом совершенствованию. В частности, в первую очередь было предложено уточнить само название закона, а следовательно, и будущего нового субъекта землепользования. С целью предоставления этому субъекту признанной во всем мире фермерской направленности и для его терминологического отграничения от понятия личного подсобного хозяйства было предложено назвать закон так: Закон РСФСР «О крестьянские (фермерские) хозяйства». . Как известно, именно такое название (только в единственном числе) и имеет ныне действующий Закон Украины. В. Семчик и О. Погрибний предложили несколько конкретных содержательных изменений и дополнений в законопроект, а именно: об отношениях собственности на имущество в хозяйствах, товарности сельскохозяйственной продукции, семейно-трудового характера организации труда и др. . Закон Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» принято уже после провозглашения независимости Украины — 20 декабря 1991. Это был один из первых законов независимого государства, который характеризовал принципиально новые экономические и социальные подходы к организации сельского хозяйства и установление земельных отношений. Сейчас этот Закон действует в редакции Закона от 22 июня 1993г. и имеет то же название. Закон закрепил комплекс разнообразных общественных отношений, в основу которых положены земельные отношения, вполне правомерным, учитывая юридическую и экономическую сущность крестьянских (фермерских) хозяйств. Земельные отношения в КФХ, по сравнению с другими аграрными субъектами, достаточно подробно урегулированы Земельным кодексом Украины (в редакции Закона от 13 марта 1992г.). Проблемы и потребности дальнейшего совершенствования правовой регламентации земельных отношений в КФХ основном обусловлены следующими причинами: 1) необходимостью приведения их в соответствие с нормами Конституции Украины, в частности относительно отношений собственности на землю (в .13, 14, 41), основ предпринимательской деятельности (ст.42), организации труда (ст.43); 2) необходимостью законодательного устранения существующей коллизийности в регулировании земельных отношений между Земельным кодексом и Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и между нормами самого Закона; 3) потребностями и выяснением конкретных форм дальнейшего совершенствования законодательства по КФХ в сфере земельных отношений в современный период. Что касается обеспечения конституционных основ земельных отношений в КФХ можно начертить несколько направлений, главным из которых является обеспечение Конституцией Украины права собственности на землю (ст.14). Однако конституционные нормы четко не регламентируют формы собственности на земли, а установление порядка приобретения и реализации гражданами права на земли отнесены Конституцией к компетенции законов (можно предположить — специальных законов, в том числе и Земельного кодекса Украины). Исходные положения ст.14 следует, на наш взгляд, рассматривать в сочетании с ст.41 и 42 Конституции. К тому же, они должны быть специализированные к особенностям КФХ как субъектов аграрных отношений. Это означает, что в отношении них может возникать право частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения с целью ведения аграрного предпринимательства. Правовая специализация указанных конституционных принципов должен найти место в новом Земельном кодексе Украины и в законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который будет его существенным усовершенствованием. В частности, представляется, в обновленных нормах Земельного кодекса Украины важно закрепить земельные права и обязанности председателя и других членов КФХ, гарантии этих прав, а также правовые основы использования земельных паев бывших членов коллективных сельскохозяйственных предприятий для создания ими крестьянских (фермерских) хозяйств. Целесообразно также урегулировать в кодексе возможность использования ими арендных принципов землепользования. Работа на землях сельскохозяйственного назначения является процессом землепользования, в котором органично и неразрывно труд человека сочетается с функционированием естественных свойств почв как основного средства производства товарной продукции сельского хозяйства. Итак, аграрное предпринимательство, в отличие от другого, отягощено всеми элементами естественного производственного риска, что не может не отразиться на особенностях его правовой регламентации как в Земельном, так и в Гражданском кодексах (а пока — в Законе Украины «О предпринимательстве»). Между нормами Земельного кодекса Украины и Закона Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» прослеживается немало коллизий в сфере фермерского землепользования. Прежде всего это касается отношений земельной собственности в КФХ. Так, ст.6, 7, 50-54 Земельного кодекса правомерно признают субъектом указанных отношений граждан Украины (хотя четко и не определяют, кто именно из этих граждан — председатель КФХ ли члены хозяйства могут быть субъектами права частной собственности на земли). Закон же о КФХ по этому поводу занимает непоследовательную позицию: ст.4 и 5 отмечают, что право на создание хозяйств, а следовательно и на получение для этого земельного участка принадлежит гражданам, изъявившим соответствующее желание, но в то же время ст.11 дает перечень земельных обязанности 'связей самого крестьянского (фермерского) хозяйства «как собственника земельного участка и землепользователя». Это подкрепляет и положения ст.9 о получении КФХ «статуса юридического лица». На такой же позиции стоит и ст.10 Закона, считая плательщиками земельного налога само хозяйство. Очевидно, это создает сложные ситуации на практике. Учитывая общую тенденцию рыночных отношений, в том числе и в аграрных отношениях, а также большой опыт земельных отношений в традиционно фермерских странах (США, Франции, Англии), приходим к выводу о необходимости устранения указанных нормативных коллизий усиления земельных прав граждан, создали и ведут крестьянское (фермерское) хозяйство. Дальнейшее совершенствование регламентации земельных отношений в КФХ должно происходить в правовом поле земельного, а не гражданского законодательства (как это предусматривается проектом Гражданского кодекса Украины). Исходным положением для такого вывода есть понимание земель сельскохозяйственного назначения как уникальной природной ценности, не может быть создана трудом человека и которая обеспечивает жизненно необходимые потребности не только владельца, но и всего общества. Поэтому эти земли нельзя рассматривать как обычное имущество в аспекте гражданско-правовых отношений. Литература

  1. Титова Н. К проекту Закона о крестьянских хозяйства. // Советское право. — 1990. — №10.
  2. Семчик В., Погребной А. В повестке дня — возрождение крестьянских хозяйств (организационно-правовые вопросы) // Советское право. — 1990. — №11.
  3. Закон Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 июня 1993 // Ведомости Верховной Рады Украины. — 1993. — №32.
  4. Титова Н. Продовольственная программа: земля, труд (правовые аспекты). — Львов, 1989.
  5. Титова Н. Земли как объект правового регулирования // Право Украины. — 1998. — №4; Будзилович И., Юрченко А. Можно считать имуществом земельный недвижимость Украины? // Право Украины. — 1999. — №11.