Психолого-правовые аспекты налоговой деятельности

Психолого-правовые аспекты налоговой деятельности Любое вид деятельности характеризуется психологией поведения и участия человека в ней. В настоящее время происходит значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности. Психология проявляется в характере взаимоотношений одних субъектов деятельности с другими. Категория «общение» является одной из главных в психологической науке. Человек вынужден общаться со случайными партнерами, и ей необходимы такие качества, как ум и логика, такт и дипломатичность, чувство юмора и тому подобное. Мы встречаемся также с так называемыми «объектами» деятельности, в том числе и теми, кто препятствует этому деятельности, и нам тогда необходимы такие качества, как умение заручиться поддержкой, разбираться в людях, быть надежным и тому подобное. Мы можем видеть проявление психологии в отношении человека к процессу труда. Психология помогает человеку настроиться на работу и не только стремиться, чтобы она была радостью, но и чтобы сделать труд эффективной, продуктивной, творческой, здоровой, материально достаточной. Работа — это важнейшая форма бытия, главная сфера жизнедеятельности, способ преобразования себя и общества через отношения с другими, это основа для самоуважения, внутренней комфортности, или, наоборот, ощущение дискомфорта, то есть человеку может не нравиться его работа или сфера ее деятельности в целом. Свое «отношение к труду» люди проявляют по-разному. Некоторые получает удовольствие от процесса труда, это дает им удовольствие, другие работают только ради заработной платы, остальные вообще считают труд одной из неприятных сторон своего существования, тяжелой обязанностью. Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, в котором ставился, в частности, вопрос: чем для Вас является труд (в% к количеству тех, кто ответил на вопрос, табл. 1). Таблица 1 Как видно из таблицы, работа не является самоцелью и не достигает высшей из мотивационных структур. В настоящее время это объясняется ощущением социальной незащищенности даже при наличии работы — 75%. В 33% граждан денег хватает только на продукты питания и одежду. В 43% — только на продукты питания, а в 17% не хватает даже на них. В результате у 40% населения отношение к честному труду значительно ухудшилось. Так, 33% считают, что обогатиться можно только за счет спекуляции, 34% — с помощью краж. Лишь 6% считают, что сделать это можно с помощью таланта и работоспособности. Психология денег — это раздел экономической психологии, изучающий изменение психики людей и, как следствие, их поведение под влиянием денег. Независимо от денежного типа личности (мот, скряга, денежный мешок, торговец, игрок и др.) На отношение к деньгам влияют и психологические, и социальные особенности. Стрессогенными фактором для человека деятельность такого аппарата государства, как налоговая служба. Уплата налогов нельзя считать приятным занятием. При действительно психологическом подходе к вопросам налогообложения можно увидеть, что этот процесс в любом случае является борьбой между двумя противоположными сторонами: теми, кто налоги собирает, и теми, кто вынужден их платить, то есть между двумя объектами: государством и личностью. Отношения «налоговик — налогоплательщик» могут быть объяснены путем психологической концепции Гронленда «справедливости — несправедливости»: человек должен (вынужден) отдать часть своей прибыли на развитие механизма, который, на первый взгляд, для нее совершенно невидим. Если советский человек был мотивирован гражданским долгом, чувством общественной солидарности, то сегодня эти факторы практически не действуют. В наше время необходимо апеллировать к собственному желанию плательщика налогов, к осознанию необходимости вложения в государственную казну. Налоговый взнос должен вызывать у него собственную заинтересованность, то есть граждане должны видеть не то, что государство «отрывает» часть доходов, а то, что они действительно вносят часть своих денег на развитие, функционирование государства. Отдавая то, каждый человек надеется в будущем на возвращение ее затрат, ее «жертв». Известно, что не появляется ниоткуда и не исчезает в никуда, то есть человек платит налоги для обеспечения своего собственного будущего или для обеспечения будущего своих детей. Для того, чтобы налогоплательщик это понимал, он должен видеть действительные факты, которые это доказывают. Средства массовой информации должны сообщать о том, куда идут налоги, кому помогают. Налоговая служба должна больше «общаться» с населением. Но весьма актуальным и сложным при информировании населения является вопрос о том, что можно и чего нельзя делать достоянием гласности. Профессия налогового работника является одной из нелегких, поскольку он постоянно испытывает давление двух факторов: необходимости «выбивания» налогов при несовершенстве налогового законодательства и постоянную враждебность населения, а это, в определенной степени, является для него стрессогенными фактором. Почему же тогда люди выбирают эту профессию? Возможно, это надежда на выгоду лично для себя, престиж профессии или желание помочь государству в данной сфере. По данному вопросу нами проведено предварительное исследование — опрос 132 студентов 1-4 курсов Национальной академии государственной налоговой службы Украины. Главными побудительными мотивами поступления в академию они назвали: а) перспективность данного вида деятельности — 46,2%; б) интерес к данной работе — 45,4%; в) желание получить юридическое образование — 33,3%. Желание быть полезным обществу отметили всего 12,1%. Ли они своим выбором, свидетельствует то, что на вопрос, если бы им сегодня пришлось решать вопрос о вступлении, 60,6% опрошенных ответили, что снова вступили бы в академии, отказались бы вступать всего 4,5%. Оценивая характер налоговой деятельности, опрашиваемые отметили: а) сложная — 68,9%, б) интересная — 56,8%, в) престижная — 47,9%, г) полезна для общества — 43, 9%, д) опасна — 32,5%. е) несправедливая — 13,6%, ж) неприятная — 6,9%. Общение с налогоплательщиком и лицами, которые уклоняются от уплаты налогов, психологически является одним из самых сложных этапов работы. Люди, с которыми сотрудники отделов налоговой службы имеют дело, как правило, квалифицированные и ловкие, а налогоплательщики уже заблаговременно настроены негативно, поэтому главной задачей налогового работника является смягчение ситуации общения, установления психологического и коммуникативного контактов, что является одним из аспектов общения . Психологический контакт — это процесс становления, развития и поддержания взаимного притяжения лиц, общаются. Сначала имеет место внешнее восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Встретившись, люди подсознательно прогнозируют следствие контакта. Результатом взаимной оценки является вступление в общение либо отказ от него. Процесс общения начинается со знакомства. Первое впечатление о налоговом работника может стать решающим в установлении и развитии контакта с лицом, которому пришлось с ним столкнуться. Исследования показывают, что первое впечатление складывается на основе восприятия: — внешнего вида человека; — его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки и т. п.); — голоса и речи. Во время первой встречи налоговый работник воспринимается скорее как физический индивид с внешними понятными особенностями (пол, рост, мимика, одежда, походка, ролевые признаки и т. д.). То есть можно утверждать, что большую роль в установлении контакта играют внешний вид и невербальные компоненты общения. Очень важным епсихологичний состояние налогового работника во время общения. Он ни в коем случае не должен повышать голос, нужно сдерживать свои эмоции и быть доброжелательным. В процессе общения между людьми симпатия или антипатия возникает, как правило, на подсознательном уровне. Работник налоговой службы должен учитывать, что наибольший интерес к своей личности, а также к общению он может вызвать в процессе самой беседы. Даже в том случае, когда объект сначала чувствовать к инспектору определенную враждебность, общая беседа может исправить положение. Но необходимо учитывать, что она будет поддержана далеко не каждым собеседником.