Проблемы реализации в украине положений конвенции о киберпреступности в контексте международного сотрудничества

Реферат на тему: Проблемы реализации в Украине положений Конвенции о киберпреступности в контексте международного сотрудничества В последнее время постоянно распространяются угрозы, эт ' связанные с криминализацией информационной сферы, в том числе — глобальной сети Интернет, открытость которой вызывает высокую уязвимость от преступных посягательств. Пропорционально расширению Интернет растет количество, так называемых киберпреступлений: спам, торговля людьми, порнография, электронные хищения стали неотъемлемой чертой современных информационных процессов. Как свидетельствует правоохранительная практика, в последние годы в мире наблюдается значительный рост уровня преступных актов относительно информационных систем, образует угрозу отдельным организациям, учреждениям и физическим лицам, а также экономике каждой страны и общества в целом. Учитывая фактор глобализации такого вида преступности, все более очевидным становится тот факт, что ни одно государство сегодня уже не в состоянии самостоятельно противостоять этой опасности.

http://club-xaliav.ru/chem-horoshi-raspashnyie-vorota
В связи с этим неотложной проблемой становится необходимость активизации международного сотрудничества в этой сфере. Рассматривая противодействие преступлениям в сфере использования компьютерных технологий, с точки зрения международного сотрудничества, следует понять причины их повышенной опасности для мирового сообщества, что обусловлено определенными особенностями, присущими именно этому виду преступности, а именно: — трансграничный характер — то есть, у преступника есть возможность несанкционированно проникнуть в любую компьютерную систему, которая соединена с мировой сетью Интернет (несмотря на государственные границы и расстояние до нее); — высокий уровень латентности, причинами которого являются: сложность выявления преступлений правоохранительными органами; нежелание потерпевших сообщать о совершенном; ошибочное (или умышленное) «списание» последствий противоправных посягательств за счет аппаратно-программных проблем компьютерных систем; — отсутствие устоявшихся методик раскрытия и расследования указанных преступлений, отработанных механизмов межгосударственной помощи в расследовании, причинами чего является их относительная новизна; — значительный уровень зависимости современного общества от информационных технологий, внедряемых почти во все сферы жизнедеятельности человека и функционирования государства (банковская, энергетическая, транспортная, оборонная и другие сферы), и могут рассматриваться как потенциальные объекты преступных атак. Как правильно отмечают В. В. Зимовец и Д. Е. ЧУВИРИНО, спецификой киберпреступлений является география совершения, которая является достаточно широкой, но, учитывая то, что основное количество компьютеров расположена в крупных населенных пунктах, то именно на них и приходится «львиная доля» правонарушений. Однако, мы не можем согласиться с другим тезисом указанных авторов, среди других признаков, указывающих на «доступность» преступлений в сфере использования компьютерных технологий, объясняя это постоянным удешевлением компьютерной техники. По нашему мнению, именно необходимость использования специальных технических и программных средств, а также владение определенными навыками для этого стоит на пути массового распространения компьютерных преступлений числа всех слоев населения. Главным шагом Украины на пути к межгосударственного сотрудничества в указанной сфере является ратификация 7 сентября 2005 Конвенции о киберпреступности от 23 ноября 2001 года, которая предусматривает предоставление полномочий, достаточных для эффективной борьбы с преступлениями в сфере информационно-телекоммуникационных технологий как на внутригосударственном, так и международном уровнях, заключения договоренностей по действенного международного сотрудничества. В соответствии с указанной Конвенции стороны сотрудничают путем применения соответствующих международных документов о международном сотрудничестве по уголовным делам, соглашений, заключенных на основе единого или взаимного законодательства, а также внутригосударственного законодательства с целью расследования или преследования уголовных правонарушений, связанных с компьютерными системами и данными, сбором доказательств в электронной форме. В частности, Конвенции о киберпреступности предусмотрены конкретные принципы международного сотрудничества, а именно: — срочное хранения компьютерных данных . Любая сторона может запросить другую выдать ордер или иным образом провести срочное хранения компьютерных данных с помощью компьютерной системы, которая находится на территории другой стороны, в которую сторона запрашивающей собирается направить запрос о содействии с целью поиска, доступа , ареста и т. п., или разглашение таких данных; — срочное раскрытие хранимых данных о движении информации . Если в ходе выполнения запроса о сохранении данных трафика, которые касаются конкретной передачи информации, стороне запрашиваемой становится известно, что поставщик услуг в другой стране был привлечен к передаче такой информации, сторона запрашиваемая срочно сообщает той, что спрашивает , объем информации о потоках, достаточный для идентификации этого поставщика услуг и пути передачи этой информации; — взаимная помощь по доступу к компьютерным данным, которые хранятся . Любая сторона может запросить другую провести обыск или подобный доступ, арест или подобные действия или разглашение данных, которые хранятся в компьютерной системе, которая находится на территории запрашиваемой; — трансграничный доступ к компьютерным данным, которые хранятся (с согласия или в случае, когда они являются публично доступными) . Любая сторона может, не получая разрешения другой, осуществлять доступ к публично доступных (открытых) компьютерных данных, которые хранятся, несмотря на то, где такие данные находятся географически; осуществлять доступ или восстанавливать с помощью компьютерной системы, которая находится на ее территории, компьютерные данные, хранящиеся и находятся в другой стороны, если сторона получает законную и добровольное согласие лица, имеющего законные полномочия раскрывать данные этой стороне с помощью такой компьютерной системы; — взаимная помощь в сборе данных о движении в режиме реального времени . Стороны оказывают взаимную помощь по сбору данных о движении в режиме реального времени, связанных с указанной передачей информации на их территории, передаваемой с помощью компьютерной системы. Помощь регулируется условиями и процедурами, которые предусмотрены внутренним законодательством. Каждая Сторона предоставляет такую помощь по уголовным правонарушениям, в отношении которых проводится сбор данных о движении в режиме реального времени в случае подобной внутригосударственной дела; — взаимная помощь в перехвате данных (содержания информации). Стороны оказывают взаимную помощь в перехвата данных в указанных компьютерных системы в объемах, которые разрешаются соответствующими договорами и внутренним законодательством. Ратификация данной Конвенции является очень существенным шагом Украины на пути противодействия преступлениям в сфере использования компьютерных технологий. Используя заложенные в ней нормы, отечественные правоохранители смогут получать необходимые им компьютерные данные, находящиеся на иностранных серверах, если такие данные касаются возбужденных в Украине уголовных дел. Но что будет происходить, когда необходимо будет предоставить такую помощь в обратном порядке? Именно здесь возникает несколько проблемных вопросов, связанных, прежде всего, с несовершенством отечественного законодательства. Во-первых, если правоохранительным органам страны-партнера понадобится срочное хранения информации, ранее передавалась компьютерными сетями, или раскрытие ранее сохраненной информации, существует большая вероятность того, что такой запрос останется невыполненным. Проблема заключается в том, что если во многих зарубежных странах Интернет-провайдеры обязаны некоторое время хранить данные о трафик1, пользователей, а также определенный объем трафика, то в Украине таких норм не существует. Итак, фирмы, предоставляющие услуги доступа к сети, самостоятельно определяют сроки и объем хранения указанных данных. Речь идет не только об отсутствии нормативно правовой базы, что можно было бы частично исправить определенными договоренностями между правоохранительными органами и организациями-провайдерами, но и о том, что такое срочное сохранение требует значительных финансовых затрат. Для хранения Интернет-трафика за месяц каждый провайдер должен дополнительно установить серверные станции, которые способны накапливать десятки террабайт данных и нанять лиц, которые будут этим заниматься. Конечно, ни один Интернет-провайдер добровольно не пойдет на такие «незапланированные» расходы ради помощи государственным структурам.