Работа координационных органов совета министров внутренних дел стран-участниц снг по вопросам борьбы с преступностью требует совершенствования

Работа координационных органов совета министров внутренних дел стран-участниц СНГ по вопросам борьбы с преступностью требует совершенствования Руководители правоохранительных структур различных государств, правительства и политические деятели все больше убеждаются в необходимости скоординированных действий по борьбе с преступностью. &Bdquo; Правоохранительные органы стран бывшего СССР должны вместе бороться с преступностью ", — такое мнение высказал глава МВД России Борис Грызлов в Харькове, где состоялась встреча министров внутренних дел России, Беларуси, Украины и Молдовы. &Bdquo; Преступность уже объединилась, и у нас другого выбора нет ", — отметил он. Сказанное не является проблемой только стран бывшего Советского Союза. &Bdquo; Политические элиты и их подручные продолжают брать взятки при любой возможности. Рука об руку с коррумпированными предпринимателями они загоняют целые нации в ловушку нищеты и препятствуют устойчивому развитию. Считается, что коррупция достигла опасно высокого уровня не только в бедных регионах мира, но и в других государствах, фирмы которых инвестируют средства в развивающиеся страны ", — заявил Питер Айчен, председатель Трансперенси Интернешнл, в своей речи в Берлине в 2002 году. Анализ проблемы подтверждает вывод о необходимости усиления сотрудничества правоохранителей на международном уровне.
Гаражные ворота
В то же время проблеме координации усилий правоохранительных органов, которая является достаточно острой сегодня, внимания со стороны ученых уделяется мало. Анализ осуществленных исследований и других научных работ по данной проблеме, опубликованных такими учеными и практиками, как А. Ф. Долженков, Ю. О.Зарецький, В. С. Зеленецкий, А. Г. Кальман, В. Я. Лозко, И. Г. Лубенец, П. С. Матышевская, Г. А. Матусовский, А. М. Медведев, М. И. Перепелица, Е. Л. Стрельцов, В. Я. Ций, А. М. Яковлев, А. М. Яне, показывает, что их основу составляют направления изучения и характеристики причин формирования экономической преступности, определение уровня его угрозы национальной безопасности государства, недостатки законодательного обеспечения борьбы с организованной экономической преступностью и фрагментарно — отдельные вопросы взаимодействия правоохранительных органов, объединение усилий по борьбе с ней. Поэтому особого внимания заслуживает анализ современного состояния координации борьбы с экономической преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества независимых государств, которую необходимо поднимать на более высокий уровень, применяя новые управленческие подходы и расширяя договорные условия сотрудничества. Детальное изучение работы Бюро по координации борьбы с организованной преступностью (БКБОЗ) и другими опасными видами преступлений на протяжении последних лет показало, что она базируется на выполнении решений советов глав государств и глав правительств, решений и поручений Совета министров внутренних дел государств участников СНГ, реализации межгосударственных программ борьбы с преступностью и терроризмом и др. Как показывает практика, деятельность этого важного координирующего центра, прежде всего, направлена на усиление взаимодействия органов внутренних дел стран Содружества в борьбе с организованной экономической преступностью. Исследование результатов работы БКБОЗ показало, что запланированные мероприятия в основном выполняются. Правовая помощь по уголовным делам, в рамках Минской конвенции, с участием оперативно-следственных групп осуществляется в полном объеме и существенных замечаний со стороны участников не было. Бюро продолжает выполнять поручение не только органов внутренних дел по проблемам борьбы с преступностью, но и органов прокуратуры, юстиции, налоговой и таможенной служб, подразделений пограничных войск стран СНГ. Например, за 2002 год Бюро получило 515 таких документов, а в целом они составляли более 5 процентов всех поручений. Особое внимание уделяется практической помощи в выполнении задач командированным оперативным группам по раскрытию и расследованию преступлений, розыска преступников. В режиме содействие этим группам непосредственно работниками Бюро было организовано эффективное взаимодействие с органами внутренних дел страны пребывания, вплоть до решения вопроса экстрадиции. Немаловажным является тот факт, что в Бюро скоординовувалась оперативная и следственная работа 160 оперативных групп МВД стран Содружества (в 1998, 1999, 2000 и 2001 гг. Соответственно, 70, 117, 156 и 158). В результате этого было оказана поддержка в раскрытии 233 особо опасных и тяжелых преступлений (за 1998, 1999, 2000 и 2001 гг. Соответственно, 45, 99, 125 и 128), а также 29 преступлений прошлых лет. Об эффективности координации деятельности налоговых органов свидетельствует и то, что всего за 1998—2002 гг. Правоохранительными органами стран-участниц СНГ разыскано и экстрадирован только в Россию 1978 чел., Количество разысканных и экстрадированных преступников в целом возросла почти в 9 раз. Кроме организации совместной работы по розыску и задержанию преступников, осуществлялся обмен оперативными версиями и оперативными данными, нуждались в проверке с использованием оперативно-розыскных средств и специальных методов оперативно-розыскной деятельности. Одновременное проведение на территории государств-участников СНГ комплекса оперативно-профилактических мероприятий по различным направлениям борьбы с преступностью остается одним из эффективных направлений совместной деятельности правоохранительных органов. Значительное внимание уделяется налоговыми и таможенными органами анализа оперативной обстановки и оздоровления ее путем проведения скоординированных действий в международном масштабе. Так, на выполнение Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на территории СНГ в соответствии с согласованным планом графика Бюро осуществило координационную работу по проведению 9 одноразовых комплексных и 11 специальных операций. Среди них операции под кодовыми названиями „ Канал «, „ Иностранец», „ Граница Заслон «, „ Граница — 2002». В результате осуществленных совместных мероприятий в 2002 году раскрыто 89,8 тыс. Преступлений, привлечено к уголовной ответственности 10,4 тыс. Человек, задержаны 1,9 тыс. Человек, которые находились в розыске, пресечена деятельность 566 организованных преступных группировок. Изъято 55,6 тыс. Единиц огнестрельного оружия, 538,9 тыс. Штук боеприпасов, 230,3 тыс. Кг взрывчатки, 5,5 тыс. Кг наркотиков, 306 автомобилей, 3,7 т спирта, 27 тыс. Бутылок ликероводочной продукции, 3860 тыс. 510 долл. США. Однако эти показатели несколько ниже тех, что были в 2000 и 2001 годах. Одной из причин можно признать ослабление координирующей роли Бюро, прежде всего потому что в период проведения мероприятий правоохранительные органы начали относиться формально, а значительная часть правонарушителей уже знала, какую выбрать линию поведения во время проведения межгосударственных операций. По оперативно-профилактических операций непосредственно в сфере экономики, то в ноябре 2001 года всеми МВД СНГ осуществлен комплекс мер по пресечению контрабанды и хищений сырьевых ресурсов, в декабре по прекращению контрабанды и хищения культурных ценностей, в период с 25 марта по 25 апреля осуществлено межрегиональную профилактическую операцию „ Иностранец «по прекращению деятельности организованных преступных группировок, в период с 23 по 26 сентября проведена операция „ Граница — 2002» по разоблачению и привлечению к ответственности лидеров и криминальных авторитетов организованных преступных группировок, каналов незаконного оборота оружия и изобличению лиц, занимающихся хищением грузов . Осуществлялись также мероприятия по подрыву экономических основ функционирования преступных групп. Заслуживает внимания опыт создания специализированного банка данных БКБОЗ, в котором накоплен данные о 914 объектов в сфере незаконного оборота наркотиков, из которых 163 учтено в 2002 году. Но, по нашему мнению, Украина в формировании указанного банка играет довольно пассивную роль, направив в него только две информации.