Пути совершенствования правоприменительной деятельности таможенных органов украины часть 2

Украинский государственной службе, институциональное оформление которой произошло с принятием в 1993 Закона Украины „ О государственной службе ", в определенной степени присуще официальное восприятие требований принципа приоритета прав и свобод человека. Об этом свидетельствует хотя бы то, что среди принципов, на которых основывается государственная служба, в упомянутом законе не только определены следующие принципы как демократизм, гуманизм и справедливость, но и прямо зафиксирован принцип „ приоритета прав человека и гражданина ". Но за более чем десять лет с принятия упомянутого закона соблюдения этих формально задекларированных принципов не стало, к сожалению, определяющей доминантой реального функционирования государственной службы. Пока в сознании как большинства таможенников, так и всех слоев населения не преодолен негативные последствия длительного существования в нашем обществе системы власти, в которой интересы государства доминировали над интересами личности. Сохранению неудовлетворительного состояния обеспечения прав и свобод граждан способствует то, что до сих пор ослаблен контроль за организацией выполнения управленческих решений, не уделяется достаточно внимания вопросам оценки качества работы и повышения эффективности управления персоналом. В условиях и до сих пор не всегда оправданной высокой централизации полномочий органов Гостаможслужбы главным показателем работы таможенных органов остается качественное выполнение органом или должностным лицом нормативно определенной компетенции, функций и полномочий, а механическое воспроизведение команд „ сверху "с намерением угодить руководству.
Flyttstädning I Nynäshamn
Все это существенно препятствует гражданам реализовывать свои законные права в отношениях с таможенными органами при осуществлении таможенных процедур. Ведь всего через повседневные отношения с органами исполнительной власти, в том числе и с таможенными, при уже привычных путешествиях через границу, граждане могут практически воспользоваться предоставленными им Конституцией и другими законами Украины правами и свободами, реализовать свои законные интересы. На современном этапе нужно добиться вполне равноценного отношения должностных лиц таможенных органов к оценке как состояния выполнения со стороны граждан обязанностей перед государством, так и состояния выполнения со стороны государства обязанностей по обеспечению их прав и свобод, за что государство несет по Конституции ответственность. Не менее сложной является вторая группа факторов, под которой понимается человеческий фактор. Структура таможенных органов интегрирует в себя отдельные структуры: людей, социальные процессы, технические средства и другие компоненты. При этом характерной особенностью структуры является то, что она представляет собой не просто структуру людей, а выступает как структура социальных позиций, поскольку конкретные люди — непосредственные носители этой структуры — со временем меняются, а „ социальные позиции "остаются. В нашем случае такая „ социальная позиция "является должностью, которую занимает один из тысяч служащих таможенной службы, имеющие отношение к осуществлению таможенных процедур в отношении товаров и других предметов, которые перемещаются через таможенную границу гражданами. Эти должностные лица несут на себе отпечаток того общества, членами которого они являются. В этом обществе, где десятилетиями (если не столетиями) насаждался культ государства, первенство интересов по общечеловеческих ценностей, государственный служащий всегда стоял на страже интересов государства, а не ее граждан. Будучи продуктом такого общества, должностное лицо не всегда способна на объективный, принципиальный подход к решению непростой дилеммы „ гражданин-государство ". Со своей стороны, среди рядовых граждан распространено недоверие к государственным служащим вообще. Любые социологические опросы неизменно показывают отрицательный рейтинг служащих по таким вопросам, как степень доверия, уровень коррумпированности и тому подобное. Такой вывод подтверждает и большое количество обжалуемых решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов. О состоянии обеспечения прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан ярко свидетельствуют положения Указа Президента Украины от 24.10.2003 г... № 1208.2003 „ О серьезных недостатках в работе Гостаможслужбы ", где, в частности, указано, что: — не организован эффективный контроль за соблюдением требований законодательства; — деятельность ГТСУ в сфере защиты законных прав и интересов граждан Украины является неудовлетворительной; — правовая регламентация служебной дисциплины в таможенных органах не соответствует требованиям времени. Важнейшей предпосылкой эффективного государственного управления вообще справедливый баланс интересов между государством, с одной стороны, и гражданами с другой. Провозглашенный в нашем государстве курс на реформу публичных отраслей права предполагает преобразование властно-распорядительной деятельности органов государства в деятельность по предоставлению гражданам административных услуг. Однако сегодня должностные лица нередко забывают о своей конституционную ответственность перед гражданином за решение конкретных вопросов. Они воспринимают себя не работниками сферы предоставления государственных услуг, а наделенными властными полномочиями чиновниками. Принципиально новое содержание направленности деятельности органов исполнительной власти означает необходимость появления нового типа государственного служащего, деятельность которого была бы направлена на обеспечение приоритета прав и свобод граждан. Концепция реформы административного права предусматривает реформирование законодательства о государственной службе. Уже разработан первый вариант Кодекса общих правил поведения государственного служащего, предусматривающий новые требования к этой категории работников. Важно, чтобы эти действия не стали просто данью моде, очередной формальной компанией, а действительно способствовали бы повышению эффективности деятельности государственного аппарата, в том числе и должностных лиц таможенных органов. Какие видятся направления для воспитания качественно нового типа государственных служащих? По нашему мнению, это: 1. Повышение профессионализма, что означает не только необходимость иметь высокий теоретический уровень подготовки, но и умение работать с людьми, психологически правильно применять эти знания. 2. Новые высокие требования к этике поведения (взаимоуважение, справедливость). 3. Введение в практику деятельности должностных лиц понятие презумпции добропорядочности граждан при осуществлении таможенных процедур. 4. Более эффективное определение статуса должностного лица, устранение коллизий между большим объемом полномочий и незначительной ответственностью за последствия своих действий и решений. 5. Все должностные лица должны подпадать под постоянные и эффективные процедуры отчетности и контроля. 6. Введение практики отстранения должностных лиц от исполнения служебных обязанностей, связанных с обеспечением прав граждан, в случае подтверждения факта грубого нарушения таких прав.